С. Господи, а чувство вины за хорошую жизнь-то в вас откуда?
Объясню. Мы как раз буквально вчера об этом вспоминали с моей подругой Аней Пармас. Четыре года назад у нас произошел разговор по поводу ситуации с Антоном Харитоновым — героем Любиного фильма. Посмотрев фильм, мы сразу рванули помогать. Потом мы с Аней сидели на кухне, выпивали и обсуждали, какие мы свиньи, потому что мы пытаемся просто откупиться от этого деньгами, вещами и т. д. Мы вообще не занимаемся благотворительностью никак системно, и на самом деле, когда мы что-то жертвуем или помогаем, то просто пытаемся избавиться от чувства вины: «Я не хочу об этом думать — я что-то сделал, я пошел дальше…»
С. Вы сейчас формулируете то, чего я никогда не могла понять. Почему нужно винить себя за то, что, когда ты чем-то помог человеку, ты сделал мало? Ты сделал, что смог, и это твое абсолютное право — решать, сколько, кому и как ты будешь помогать. Откуда в вас берется чувство вины?
Когда ты сталкиваешься с человеческим горем, с настоящим человеческим горем, ты понимаешь, как ничтожны все твои беды и, с другой стороны, то, что тебе кажется огромным несчастьем…
С. Вам хочется, чтоб у вас тоже были бы такие же масштабные болезни и несчастья, как те, что вы наблюдаете?
Нет. Хочется пойти помочь — это первый порыв.
С. Это нормально, и вы помогаете — так вы мне говорите.
Да, но следующий шаг: «Я же уже помог, значит, можно идти по своим делам дальше…»
С. И что в этом плохого? Вы не можете и не должны — если это не ваше очевидное божественное призвание, как у людей вроде доктора Лизы, — тратить свою жизнь на помощь всем, терпящим несчастье. Прежде всего вы отвечаете перед Богом за себя и свою реализацию, хотя, разумеется, нравственное развитие тоже входит в это понятие. Но не только оно.
Ксень, ну вот мне казалось, что благотворительность никак не поместится в мою жизнь, но поместилась же! Или вот Чулпан. Чулпан чрезвычайно востребованная актриса, она очень занята в театре, очень много снимается и т. д. И выясняется вдруг, что в этом плотном графике на самом деле есть скрытые резервы.
С. Я это понимаю. Сама после нашего интервью еду в хоспис навестить женщину, которую опекает фонд Лизы Глинки. Но, возможно, это прозвучит цинично, но скажу правду: у меня никогда не было чувства вины за то, что сегодня я помогаю Лизе, а завтра покупаю платье или лечу на Мальдивы.
А у меня было.
С. Вот мне интересно: почему? Почему вы его испытываете, а я нет?
Нет, теперь у меня нет этого чувства. Теперь я с удовольствием покупаю платья или еду на Мальдивы и при этом не чувствую себя свиньей.
С. Тогда, может, дело в мере, количестве? Или, возможно, это свойство именно русской интеллигенции, которым я в силу генетики не обладаю, — переразвитое чувство вины? Желание взять на себя ответственность за то, что в компетенциях Господа Бога? Но очевидно, что для человека эта вина неподъемна. Испытывать ее — только безрезультатно себя мучить.
Согласна, я не виновата в том, что у Ивана и Маши все плохо и их ребенок Вася болен. Я не виновата в том, что я не посвятила Ивану, Васе и Маше всю жизнь.
С. Так в чем же вы тогда виноваты? Вы же помогли им.
В том, что я помогла и забыла о них.
С. А чем им будет лучше, если вы их не забудете?
Если я про них не забуду, значит, помогу еще раз и еще раз, и еще раз.
С. То есть для вас принципиален системный подход? Он избавляет вас от чувства вины?
Конечно! Когда ты делаешь это от случая к случаю, то ты, как бы сказать… Есть такое выражение: «Не бери в голову». Ты не берешь в голову, ты откупаешься. А когда это становится частью жизни, ты тратишь определенное время, процент своей жизни изо дня в день. Ты тратишь себя на помощь другим людям, с которыми ты никак не связан никакими узами — ни родственными, ни эмоциональными, то есть вообще никак. Когда я стала работать в фонде, моя жизнь абсолютно качественно изменилась. Я выдохнула, перестала вздрагивать от отвращения с себе, мне с собой легче стало. То есть я это делаю, на самом деле, для себя. Вот, кстати, и нашелся способ избежать патетической интонации: я им помогаю для себя. Мне так хорошо. Я себе больше нравлюсь.
С. Нравитесь даже больше, чем когда смотритесь в зеркало в красивом платье?
Это даже нелепо сравнивать. Понимаете, я перестала чувствовать себя свиньей.
Любушка, а я уже всё меньше и меньше боюсь. Слишком много испытаний и трудностей я прошла, не только прошла, но и даже как-то выжила, сама знаешь. Ну а работы полно, вот, например, читай: http://webtekar.livejournal.com/454793.html
я в полном восторге была, когда увидела! Не пропадем! Морковка рулит! А страхи гони от себя, сама знаешь откуда они. Если твоя встревоженность начинается с мысли: "А что, если...", и дальше рисуются страшные картинки, то значит твой ум проецирует себя в воображаемых будущих обстоятельствах, которые и генерируют у тебя страх. Но с такими обстоятельствам невозможно справиться, т.к. их не существует. Это мысленный фантом. Живи сейчас и радуйся настоящему.
Согласна. Но живые книги читать еще познавательнее и интереснее. Но вот уже лень стало ходить в библиотеку, покупать книги - жаба давит, потому как вечно эти деньги куда-то или кому-то нужнее. Да и печатать стали со множеством ошибок, обидно за русский язык. Вот и лезешь в Интернет, а там с грамотностью вообще полная катастрофа, за русский язык вообще страшно. А еще я страшно боюсь, что меня на работе застукают за этим "неблаговидным делом" , и уволят. Хотя все всё знают, но вот не ловятся с поличным. Я очень боюсь потерять работу, поэтому и на портале нечасто бываю. Вот и удивляюсь, как ты на работе умудряешься...
Это я размещаю их на работе, а читаю вечером. Много скопированных ранее и со временем забытых. Вот провожу чистку, лишнее удаляю, что-то сюда перекидываю. Пусть хоть какая-то польза от меня будет на сайте. Хочу сделать сайт интересным, привлечь сюда больше людей. Пусть темы будут разносторонними. Пусть меньше ссор будет и обид, а больше появится конструктивизма и общения. Да и просто всё это познавательно, согласись, Люба.
С. Но чтобы увидеть процессы «расчеловечивания», не надо читать Сарамаго. Хотя он прекрасный писатель. ХХ век показал, как это происходит, самым наглядным и трагическим образом.
Я этого боюсь — опять, здесь и сейчас. Когда федеральные каналы начинают артикулировать, что Россия — это не Европа, они одновременно артикулируют то, что можно плюнуть в глаза другому — месседж-то такой. Что человеку в Таганроге Европа? Ни-че-го. Он считывает это сообщение совершенно по-другому. Слова — очень мстительная, самостоятельная субстанция и не важно, вы славянофил, почвенник или, наоборот, западник. Интеллектуалы вкладывают в понятие «Европа» определенные вещи, но в массовой трансляции никакой Европы не существует. Существует правило «не плевать».
С. А плевать хочется.
Да, вести себя естественно — естественное желание человека. Цивилизация, ее законы его ограничивают. А когда идет сигнал, что законы можно игнорировать, человек это воспринимает с энтузиазмом. Не надо только думать, что это свойство только нашей страны — это не так. Любое общество и вообще человечество в целом вообще не хочет над собой работать. А хочет влезть обратно на дерево. Поэтому это не есть наша уникальная особенность.
Но мне кажется, что мы сейчас просто в сантиметрах находимся от глобального общественного конфликта, и любой сейчас, кто повышает температуру в обществе, а не понижает ее, становится соучастником будущего преступления, которое готовится в стране, которое она собирается сама над собой учинить.
Поэтому, в частности, в вопросе о благотворительности, дело не в том, что мы должны договариваться с государством, а в том, что должен хоть кто-то пытаться хотя бы затормозить нас, понимаете? Те люди, которые, несмотря ни на что, несмотря на Крым, несмотря на Донбасс, сидят и договариваются, и пытаются решить, предположим, что делать с квотами, куда нужно поставить оборудование, где нужно открыть еще один класс и т. д. и т. п., по-моему, они — наш единственный выход. Чем больше народу в этот процесс вовлекается, тем лучше. Если каждый из нас приведет в фонд одного человека, тот — еще одного, то, может быть, мы потихонечку поймем, что, как говорит Пушкин в «Капитанской дочке», «лучшие изменения происходят от смягчения нравов». А нравы смягчаются только так. Они смягчаются от того, что Константин Львович Эрнст считает нужным два раза показать по Первому каналу фильм «Антон тут рядом». Или потому, что в высоких кабинетах решили, что одним из несущих флаг на Олимпиаде будет Чулпан Хаматова, а на Паралимпиаде — Нюта Федермессер, от этого смягчаются нравы. Смягчаются нравы от того, что организуется телемарафон помощи пострадавшим от наводнения. От того, что выходит Костя Хабенский и рассказывает, что нужно делать с больными детьми и старыми артистами. Это главнее всего, главнее искусства, бизнеса, политики, только там может что-то созреть, что спасет. Россия — удивительная страна. Если знаешь ее историю, то видишь, что при самых ужасных падениях она все равно поднимается, все равно прорастает… Мы — очень талантливый этнос. А любой талантливый этнос чреват очень неожиданными поворотами своей истории.
С. То есть надо просто надеяться и «делать свое небольшое дело каждый день»?
Это звучит как… В этих призывах есть некоторое высокомерие добродетели, которых тоже хочется избежать. Есть такой термин мой личный — «тщеславие добродетели». Но для меня, например, такое дело — моя работа в фонде, притом что раз в неделю я говорю себе: «Будь проклят тот день, когда я решила этим заняться...»
С. Понимаю.
Эта работа сжирает нервы, силы, время. Ты тратишь огромное количество времени на абсолютно бессмысленные совещания в государственных кабинетах. У меня даже есть термин. Когда я плохо понимаю чиновничий язык, я всегда вспоминаю главу из моего любимого романа «Три мушкетера» «Диссертация Арамиса», когда д’Артаньян привозит письмо Арамису от госпожи де Шеврез и присутствует при большом богословском споре. И там есть фраза: «Д’Артаньян чувствовал, что тупеет». Вот со мной это происходит примерно на восьмой минуте сидения на этих совещаниях. Но при всем при этом я могу сказать, что я очень благодарна судьбе, что она меня привела в благотворительность, потому что, по крайней мере, я избавилась от совершенно чудовищного, грызущего, фрустрирующего чувства вины за то, что я живу хорошо.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения